Скачать [Magisteria] Джованни Лоренцо Бернини. Лицо эпохи барокко [Наталья Боровская]

Информация
Цена: 40 РУБ
Организатор: Kail Kail
Ссылки для скачивания
Kail
Kail
Организатор
Организатор
Регистрация
09.04.2020
Сообщения
392 203
Реакции
38 248
Монеты
1 191
Оплачено
0
Баллы
0
  • #SkladchinaVip
  • #1
[Magisteria] Джованни Лоренцо Бернини. Лицо эпохи барокко [Наталья Боровская]
Ссылка на картинку
Пластическое целое и световые решения в ранних работах. Бернини как антипод Микеланджело. «Аполлон и Дафна» — принцип длящегося события и импрессионистский метод. «Говорящий портрет» Бернини-художника. «Тереза Авильская» — божественные страсти и божественная любовь.

Жизнь длиною в век барокко

Добрый день, дорогие друзья. Меня зовут Наталья Федоровна Боровская, я историк искусства, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где я также заведую кафедрой истории зарубежного искусства. Сегодня мы поговорим о творчестве крупнейшего скульптора, архитектора, живописца — Джованни Лоренцо Бернини. Этот мастер прожил долгую жизнь, с 1598 по 1680 годы. Он считается лицом эпохи барокко. В творчестве Лоренцо Бернини, по мнению историков искусства, воплотились лучшие качества этого стиля: динамичность, психологическая и духовно-мистическая сложность содержания, стремление к новаторству в области композиции и работы с художественными материалами, стремление к созданию сложных и оригинальных иллюзионистических художественных эффектов.

Бернини принято называть одним из величайших мастеров и создателей художественной концепции стиля барокко. А барокко до сих пор во многом противопоставляют предшествующей эпохе, эпохе Возрождения. Но необходимо сказать, что по творческому складу и по профессиональному – да и человеческому – темпераменту Бернини близок эпохе Возрождения. Во-первых, своим профессиональным универсализмом. Он живописец, ваятель, зодчий, театральный декоратор в одном лице. Кроме того, он работал в области ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Легче перечислить, чего он не делал. Возможно, только не музицировал, не писал стихов, хотя пьесы он сочинял. Некоторые из них даже были поставлены в любительских театрах в аристократических салонах Рима. Такой универсализм, колоссальная творческая энергия, стремление к постоянной творческой деятельности. Лоренцо Бернини — трудоголик в самом лучшем смысле этого слова. Работа всегда находила его сама, и он относился к ней азартно.

На автопортрете 1623 года, где он изобразил себя человеком, пристально всматривающимся в зрителя, хорошо видны и его энергия, и сложный темперамент, некая встревоженность, повышенное внимание к окружающему его миру и эмоциональность, которой наполнено его творчество. При всей разносторонности деятельности он прежде всего скульптор, поэтому наша сегодняшняя встреча будет посвящена исключительно его скульптурному наследию. Оно столь значительно и велико, что займет, я думаю, все отведенное мне время.

По происхождению Джованни Лоренцо Бернини — сын скульптора.

Он родился в Неаполе. Когда ему было восемь лет, его отец часто посещал Рим, выполнял там заказы. Можно сказать, что Лоренцо Бернини с детства сформирован Римом. Этот город — не просто его вторая родина, он его второе творческое «я». Бернини во многом определил архитектурный облик Рима, потому что он и его мастерская создавали площадь Святого Петра. Его мастерская оформила римские площади серией фонтанов. Есть храмы, построенные по его проектам. И, конечно, в интерьерах римских храмов были его статуи. Этот человек — один из творцов барочного Рима.

Из других регионов Бернини посетил только Францию. В 1665 году он приехал в Париж для выполнения заказа на портрет от короля Людовика XIV и принял там участие в конкурсе на лучший проект восточного фасада Лувра, официальной королевской резиденции в Париже. Его проект был одним из самых оригинальных. По предположению целого ряда искусствоведов, он не одержал победу только потому, что был иностранцем. Во Франции тогда были довольно сильными национал-патриотические настроения. Поэтому победа должна была быть присуждена французу. Тем не менее приезд Бернини произвел глубокое впечатление на французскую художественную общественность. А в Версале, главной королевской резиденции второй половины XVII века, активно работал французский ученик Бернини Франсуа Жерадон.

Мы не будем разбирать все произведения этого скульптора. Остановимся на принципиально важных, этапных, и поговорим о жанровой направленности скульптуры Бернини, о ее духовном содержании, а также о его новаторском для своего времени подходе к скульптурным материалам, композиции и разного рода световоздушным эффектам, которые скульптор обязан учитывать.

Первые работы. Традиции и новаторство

Творческая деятельность Бернини начинается в конце 1610-х годов. Вот одна из первых его работ, сделанная по заказу человека, ставшего потом его главным меценатом, кардинала Шипионе Боргезе, создателя знаменитого музея, а также виллы и парка, носящего его имя. По содержанию это мифологическая вещь — Юпитер, Фавн и коза Амалфея, кормилица. Раннее произведение, но очень значимое, где художник показал ряд ценных творческих качеств, часть из которых он будет развивать.

Во-первых, умение естественно показывать детей. Эти пупсы — Юпитер и Фавн в детстве. Они находятся в непринужденных, органичных для ребенка их возраста позах. Во-вторых, фактурный эффект противопоставления беломраморной гладкой фигуры ребенка и сделанного из темного камня животного с волнистой, шероховатой шерстью. Этот фактурный контраст создает определенные световые последствия, потому что фигура животного и фигуры детей по-разному реагируют на свет. Это показывает большое мастерство совсем молодого скульптора, прекрасное знание материала и световых возможностей, которые может дать материал.

Далее мы подробно остановимся на группе композиций 1620-х годов, сделанной по заказу кардинала Шипионе Боргезе и находящейся сейчас в его галерее. Точнее, в галерее, носящей его имя и расположенной в его резиденции. Одна из них, самая ранняя, датируется 1619 годом. Бернини только исполнился двадцать один год, но для скульптора это еще достаточно молодой возраст. «Эней, Анхиз и Асканий». Сюжет взят из «Энеиды» Вергилия, и речь идет о том, как Эней, чьими потомками были основатели Рима Ромул и Рем, выносит своего отца Анхиза из горящей Трои, а в руках у Анхиза – статуэтки семейных божеств, которые он прихватил из ларариума, семейного святилища.

У искусствоведов довольно противоречивое отношение к этой композиции. Бернини предъявляются претензии к построению пропорций, к тому, что не со всех точек зрения эта композиция смотрится органично и академично. Например, висящие парализованные ноги Анхиза в том ракурсе, в котором вы видите на фотографии, как бы перерезают фигуру Энея и мешают воспринимать ее с адекватными пропорциями, заложенными скульптором. Тем не менее эта композиция важна в творчестве мастера. Она новаторская. Здесь видно, как Бернини осваивает скульптурную группу, а это одна из важнейших задач для ваятеля — сделать так, чтобы несколько персонажей были пластически объединены в цельную композицию и каждый оставался со своей индивидуальной пластикой, ...
Показать больше
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть скрытый контент.
Поиск по тегу:
Теги
magisteria джованни лоренцо бернини лицо эпохи барокко наталья боровская
Похожие складчины
Kail
Ответы
0
Просмотры
430
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
239
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
80
Kail
Kail
Kail
Ответы
0
Просмотры
94
Kail
Kail
Показать больше складчин

Войдите или зарегистрируйтесь

Вы должны быть авторизованны для просмотра материала

Создать аккаунт

Создать учетную запись займет не больше минуты!

Войти

Уже зарегистрированы? Просто войдите.